Каждый из нас периодически вступает в правоотношения, регулируемые Федеральным законом РФ « О защите права потребителей». Причем участвуем мы в этих правоотношениям чаще всего в качестве потребителей. Например, мы практически каждый день посещаем магазин, чтобы купить продукты питания, часто покупаем бытовую технику, заказываем какой-либо товар через интернет, заказываем какие-нибудь услуги, например по ремонту квартиры и т.д. и т.п. И каждый раз в таких или аналогичных случаях мы выступаем как потребители товаров или услуг. Те же, у кого мы покупаем товар или заказываем услуги, могут являться изготовителями, исполнителями, продавцами. В этой статье поговорим об отношениях, возникающих при покупке потребителями различных товаров, а в частности при покупке товаров с недостатками. Расскажем о правах потребителя в таких неприятных ситуациях, и об обязанностях продавцов. Сразу хотелось бы уточнить некоторые процессуальные моменты защиты права потребителей. Итак, защита прав потребителей осуществляется судом. Потребителей гражданский процессуальный и налоговый кодекс РФ ставит в более привилегированное положение по сравнению с другими истцами, обращающимися в суд за защитой своих гражданских прав. Так иски о защите прав потребителей могут предъявляться не только по месту жительства ответчика (физического лица), или места нахождения ответчика (юридического лица), но и по выбору потребителя: -по месту его жительства или пребывания -по месту заключения или исполнения договора Также потребители, по искам связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. Данные положения значительно облегчают реализацию потребителями своего права на судебную защиту, поскольку освобождают их от судебных расходов и поездок в суд, находящийся не по месту жительства истца, если потребитель решил сам лично представлять свои интересы в суде без участия судебных представителей. Итак, рассмотрим самую распространенную проблему, которая может возникнуть у потребителя при покупке товара. А именно, если куплен товар с недостатком (ми), и этот недостаток не был заранее оговорен продавцом. Потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, по своему выбору вправе: -потребовать замены товара на товар этой же марки -потребовать замены на такой же товар другой марки -потребовать соразмерного уменьшения покупной цены -потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом -отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо предъявить требование о замене на такой товар же другой марки с перерасчетом покупной цены. Данное требование он может предъявить в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю. По истечении данного срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: - обнаружения существенного недостатка товара - нарушения установленных Законом сроков устранения недостатков товара - невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков ПЕРЕЧЕНЬ ТТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ (утвержден Правительством РФ) 1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем) 2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования 3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем) 4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу 5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем) 6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями 7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины 8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления 9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления 10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления 11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления 12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой Важно отметить, в соответствии с Законом отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец, изготовитель обязаны принять товар, если потребитель возвращает его с недостатками, Также они в случае необходимости обязаны провести проверку качества. Причем в этой проверке качества вправе участвовать потребитель. А если возникнут споры о причинах возникновения недостатков, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на экспертизу. Важно отметить, что доставка крупногабаритного товара или товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены или возврата потребителю осуществляется за счет продавца. Если доставку осуществил потребитель, то продавец обязан возместить ему расходы. Потребитель вправе предъявить вышеописанные требования к продавцу в течение срока годности или гарантийного срока, а если эти сроки не установлены, в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи товара. Если говорить о сроке устранения недостатков продавцом, то если он не установлен договором, то он должен быть минимальным, объективно необходимым для устранения недостатков. Срок устранения недостатков, установленный договором, не должен превышать 45 дней. В случае обнаружения недостатков товара при предъявлении потребителем требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления такого требования. А если у продавца отсутствует такой товар, то замена должна быть произведена в течение месяца. При этом в таких случаях продавец обязан предоставить потребителю во временное пользование на период замены другой товар в такими же характеристиками, обладающий похожими свойствами. Любое из требований потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, перечисленное в ст. 18 Закона РФ « О защите права потребителей» подлежит удовлетворению продавцом, изготовителем и т.д. в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. Очень часто возникают такие ситуации, когда потребитель предварительно оплачивает товар, а продавец передает товар потребителю не сразу, а в установленный договор срок. Причем частенько продавец нарушает срок передачи товара. В таких случаях потребитель вправе потребовать возврата суммы предварительной оплаты товара. При этом потребитель вправе требовать также полного возмещения убытков, которые возникли вследствие не передачи товара в установленный срок. В случае нарушения установленного срока передачи предварительно оплаченного товара продавец выплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты. Также у потребителя есть законное право на обмен товара надлежащего качества. Бывают такие случаи, что товар без недостатков, но после покупки чем-то вдруг не понравился потребителю, например, формой, габаритом или цветом. В таких случаях он вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар, но только в течение 14 дней, и если этот товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также имеется товарный или кассовый чек, подтверждающий оплату. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товра суммы. В Российской Федерации существует перечень, не подлежащих обмену, сели они надлежащего качества. ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБМЕНУ (утвержден Правительством РФ) 1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты 2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары) 3. Парфюмерно-косметические товары 4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж 5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные) 6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования) 7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты 8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) 9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни 10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения 11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями) 12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему 13. Животные и растения 14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации). Итак, в данной статье были описаны основные положения закона и жизненные ситуации, которые могут возникнуть при приобретении потребителем товаров ненадлежащего качества.

ЮРИСТЫ В ЖУЛЕБИНО - "Лобанов, Свининых и партнёры"